Главная / Белое Море 2002 / Описание маршрута (часть 3)
Смотри также:
Cхема маршрута
Состав группы
Техническая информация

4.3 ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.
Жижгин — Северодвинск

Техническая информация



22 августа.
Вышли в половине девятого, прибой еще небольшой. Ветер северный. Левым галсом вышли в море курсом на о. Жижгин, а затем пошли вдоль берега на расстоянии полтора-два километра от него. У мыса Горболуцкий (65°10 с.ш., 37°02 в.д.) и мыса Летний Наволок (65°09.4 с.ш., 37°05.9 в.д.) лучше держаться мористее, особенно в волну. Восточнее мыса Горболуцкий берега становятся песчаными, осушка небольшая. Около двух часов дня ветер начал поворачивать на запад. В пять прошли мыс Лопшеньгский (65°01.5 с.ш., 37°43.5 в.д ). Ветер — строго западный, солнце. Волна до полутора метров, идем фордевинд, держа курс на мыс Яреньгский Рог.





Около семи часов вечера погода неожиданно меняется — в течение двадцать минут небо затянуло, видимость упала до полукилометра или менее, а ветер повернул на северный и усилился до крепкого. Еще с полчаса идем прежним курсом вдоль берега, но затем принимаем решение высаживаться. Во-первых, ветер продолжал крепчать, а во-вторых: мы знаем эти берега — песчаные и с небольшой осушкой. Кроме того, до темноты немногим более часа. Высадка получилась довольно спортивной, но обошлось без приключений. В случае если бы подобный шторм застал нас у каменистого берега, не оставалось бы иного выхода, кроме как дрейфовать в ожидании улучшения погоды.

Берег, как уже говорилось, песчаный (коорд. стоянки 64°50.8 с.ш., 38°05.1 в.д.). Встали прямо на песке. Дров много, а искать воду было уже некогда.

Вся наша команда





23 августа.
Видимость прежняя, не более пятисот метров. Прибой также очень сильный. Вообще, эти берега, лишенные любых укрытий, с прямой береговой линией не слишком удобны — любой крепкий ветер с моря может вызвать проблемы с выходом или причаливанием. Собрались посетить деревню Яреньга (64°52 с.ш., 37°57 в.д.), в семи километрах к западу. В 3,5 км. западнее нашей стоянки — ручей (64°51.8 с.ш., 38°00.5 в.д.), близ которого можно встать на ночлег. До деревни всего удобнее идти прямо вдоль берега, особенно в отлив. Деревня большая, есть магазин с хорошим ассортиментом, почта и телефонная связь. Отсюда нам удалось сообщить о неминуемом опоздании. Телефонная связь есть еще в Лопшеньге, а раньше — только в Летней Золотице. А вот связь с «Большой землей» здесь только еженедельная — машина до парома через Уницкую губу, в Пертоминск, а там тоже как-то довольно сложно.
Тем временем остававшийся в лагере член экипажа обнаружил и исследовал интересное явление. В 300-500 метрах от берега тянется песчаная дюна высотой метров десять. Ее хорошо видно с моря, но догадаться о том, что это именно дюна, да еще подвижная — достаточно сложно. Из песка торчат верхушки погребенных ею деревьев. До нее только негустой подлесок, а за ней — хороший лес, дорога, а за дорогой речка с чистейшей водой. От берега до речки метров пятьсот. Сама дюна тянется вдоль берега километров пятнадцать, почти до самого мыса Яреньгский Рог. До дюны было очень много маслят.
К ночи заштилело, но видимость прежняя — почти никакой.

За дюной





24 августа.
С утра вновь полный штиль. Вышли в десять, и тут же начал поддувать северо-восточный, то есть встречный, ветерок. Очень медленно идем галсами к мысу Яреньгский Рог. Около полудня ветер усилился, берем рифы. Мыс Яреньгский Рог проходим только около двух часов. Мели тянутся далеко в море, волна крутая. Если есть возможность, то в волну мысы Яреньгский Рог (64°51 с.ш., 38°22 в.д.) и Красногорский Рог (64°48 с.ш., 38°27 в.д.) лучше обходить далеко морем, километра за три, не меньше. Напротив Красногорского Рога волна была особенно неприятна, несмотря на то, что глубина была явно больше двух, а то и трех метров. Ветер повернул к северу, а затем и к северо-западу. Идем в бакштаг.



Берега за селением Красная Гора — глинистые обрывы с узкой полоской пляжа, так что остановиться здесь практически негде. Около восьми вечера прошли д. Сюзьма на левом берегу одноименной реки. Примерно в 2-2,5 км. восточнее реки Сюзьма впадает еще одна речка, на левом берегу которой мы и встаем (64°41.1 с.ш., 39°04 в.д.). Место неплохое, берег приглубый, мелкая галька. Отсюда видны огни поселка Ненокса, конечной станции ветки Северодвинск–Ненокса. Станция расположена в 5 км. выше по течению р. Ненокса.





25 августа.
Северный ветер дул всю ночь. Встали в шесть — прибой сильный. Не спеша собрались, позавтракали. Небо высокое, поэтому надеемся на хороший день. Выйти удалось уже в половине десятого — ветер несколько ослабел, а с ним и прибой. В течение дня ветер то стихал почти до штилевого, то усиливался до пяти баллов. Соответственно приходилось работать с парусами. Берега за поселком Ненокса тоже обрывистые и становятся положе только за нежилой деревней Сярзеньга. Большую волну так и не разогнало, поэтому причаливаем спокойно в два часа пополудни на знакомом нам по 99 году месте — на 50 м. восточнее огороженного колючей проволокой сарайчика (64°33.1 с.ш., 39°30.8 в.д.), за два примерно километра до устья реки Солза. Отсюда триста метров до станции. Берега песчаные, приглубые. Есть пресная вода, можно промыть наборы катамаранов. Отсюда до Северодвинска по прямой не больше десятка километров, видны многоэтажки. В принципе, можно разбираться и прямо в городе, а потом ехать до вокзала едва ли не на рейсовом автобусе, но мы предпочли спокойно переночевать. Также можно заканчивать в устье реки Солза (64°33.5 с.ш., 39°34.5 в.д.), но там рядом деревня и до станции, кажется, несколько дальше.

Поезд на Северодвинск идет в 11.50 и в 20.00. До вокзала идет час. Три года назад, надо заметить, расписание местных поездов было несколько иным.






26 августа.
В Северодвинске были в час дня. Еще час ушел на покупку билетов и попытки как-то пристроить багаж. Билеты взяли на завтра из Архангельска, поскольку поезд из Северодвинска идет только по четным числам, и на него мы уже опоздали. Вещи в итоге удалось оставить на вокзале с большим трудом — камеры хранения для груза таких габаритов нет, и пришлось договариваться непосредственно со служащими. Остаток дня посвятили прогулкам по городу, визиту к знакомым и прочее. На ночлег остановились в гостинице «Волна» (64°33.7с.ш., 39°49.1 в.д., а адрес, увы, забыли), которая, во-первых, дешевле, нежели «Беломорье», а, во-вторых, ближе к вокзалу. Место в двухместном номере с ванной и туалетом обошлось в сто шестьдесят рублей.





27 августа.
С утра сели на автобус до Архангельска, который идет немного больше часа, спокойно купили продуктов в поезд и сели в вагон, чтобы прибыть в Москву днем 28 августа.



КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Маршрут протяженностью около 400 км. при благоприятных условиях можно пройти за неделю, но заранее рассчитывать на «благоприятность» не стоит. Мы, например, хотели пройти через Соловки, но первоначальное сидение в Онеге перечеркнуло эти планы. Одним из вариантов был отход через Соловки на Кемь. При этом выигрывалось расстояние, но добавлялось пересечений, а, значит, повышались требования к погоде. В целом район достаточно интересный, очень красивые берега, густой и богатый лес. Одним из вариантов маршрута будет такой: Кемь — Соловки — Северодвинск.




Назад
(Шоглу - Жижгин)

  Главная / Белое Море 2002 / Описание маршрута (часть 3)
Hosted by uCoz